8 (8652) 26-74-50

8 (8652) 26-74-55

«Я и право»

Программа «Я и право» по правовому просвещению учащихся, формированию правовой культуры на учебный год.

Основание для разработки Программы:

  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Семейный кодекс РФ;
  • Уголовный кодекс РФ;
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка»;
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденные Президентом Российской Федерации 04.05.2011;
  • Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»№ 120 ФЗ от 24.06.1999;
  • Федеральный Закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
  • приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 10.09.2008 № 182(Д) «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению»;
  • постановление правительства Ставропольского края «О мерах по усилению профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди детей и подростков».

Пояснительная записка

Одной из важнейших предпосылок успешности перехода России к демократическому устройству общества с социально ориентированной рыночной экономикой является становление гражданского общества, обеспечивающего соблюдение прав человека.

Эффективность становления и развития правового государства и гражданского общества тесно связана с вовлечением в этот процесс широких слоев населения. Прослеживается зависимость успешности развития данных процессов от уровня осведомленности граждан в области права, а также от сложившейся практики обращений людей к правовым способам регулирования взаимоотношений в самых разных сферах их жизнедеятельности.

Сегодня в России наблюдается пробуждение практического интереса населения к праву и правовым институтам, в целом ряде случаев отмечается стремление прибегать к правовым механизмам защиты собственных прав и, в частности, прав ребенка. Все больше людей обращаются в судебные органы для решения своих проблем или за консультацией к юристам. На уровне семьи и личности можно констатировать все возрастающую заинтересованность в формировании правовой компетенции, способности защищать свои права, осознавать ответственность за выполнение обязанностей, выстраивать свое поведение в соответствии с существующими в обществе нормами права и морали.

Однако отсутствие опыта выстраивания модели собственного поведения в условиях постоянного обновляющейся нормативно-правовой базы усложняет формирование правового сознания подростков и детей младшего школьного возраста. Родители не могут передать подрастаю- подзаконных актов, им не хватает базовой подготовки, включающей, главным образом, основы знаний по праву, навыки работы со специфической правовой информацией и ее практическим применением. Перечисленное выше порождает потребность в организации непрерывного правового воспитания школьников с привлечением к сотрудничеству представителей органов внутренних дел и общественных организаций.

Детская безнадзорность и беспризорность – следствие обесценивания духовно-нравственных ценностей и ухудшения социально-экономической ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности и ее омоложению. Семья стала меньше уделять внимания детям. Продолжает оставаться крайне тяжелая ситуация с ростом употребления в семьях алкоголя, наркотических веществ. Жестокое обращение взрослых с детьми приводит к отчаянию, депрессиям, уходам из дома. Растет число социальных сирот.

В этих условиях актуальным становится правовое просвещение учащихся, профилактика детской безнадзорности, социальная помощь детям и семьям, обеспечение защиты прав детей и подростков, социально-педагогическая реабилитация подростков.

Программа по правовому просвещению учащихся «Я и право» является продолжением мероприятий государственной политики в г.Ставрополе, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий для развития личности, поддержки детских и молодежных объединений, профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Цели и задачи программы.

Цель:

Повышение уровня правового сознания и правовой культуры учащихся, формирование уважительного отношения к Закону.

Задачи:

  • формирование понятия о законопослушном поведении несовершеннолетнего и поддержка привычки следования ему;
  • создание условий для принятия обучающимися ценностей гражданско-правовой культуры;
  • формирование у школьников убеждения, что обладание правами и свободами неразрывно связано с ответственностью человека за свои поступки.
  • формирование активной жизненной позиции,
  • снижение уровня правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних,
  • приобщение к деятельности, направленной на социализацию подростков.

Целевые группы программы.

Программа предназначена для учащихся 1-4-х и 5-11-х классов и состоит из двух частей. Курс программы правового воспитания для 1-4-х классов рассчитан на 9 часов в год, для 5-11-х классов — на 9 часов в год и может реализовываться за счет классных часов.

Целевые ориентации:

Начальная школа

  • знакомство в доступных, игровых формах с основами правовых норм и основными правами ребенка;
  • осознание важности и значимости для каждого человека соблюдения правил поведения в повседневной жизни (игре, общении, бытовых ситуациях);
  • приобретение школьниками первоначального опыта регулирования отношений со сверстниками и взрослыми;
  • приобретение и использование конкретных правил и правовых норм:
  • наиболее важных прав ребенка;
  • правил, обеспечивающих безопасность человека (в особенности правил дорожного движения);
  • этических правил и норм (например, правил поведения в общественных местах, в образовательном учреждении, транспорте);
  •  правил, регулирующих жизнедеятельность конкретного образовательного учреждения;
  • получение первичного опыта разработки групповых норм поведения (например общения в классе, дежурства по классу и т.д.).

Основная школа

  • формирование у школьников отношения к праву как социальной ценности и понимания необходимости правовых знаний в общественной жизни;
  • знание и грамотное использование в речи элементарных правовых понятий: «закон», «право», «права человека», «права ребенка», «норма права», «правонарушение» и др.;
  • выработка готовности и формирование способности разрешать конфликты мирным путем с использованием различных норм и правил;
  • формирование способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами;
  • отработка умения выделять правовое содержание жизненных ситуаций и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении;
  • накопление опыта собственных групповых правил и норм;
  • получение знаний об основных отраслях и наиболее важных источниках права и умение их использовать для решения практических задач.

Ожидаемые результаты:

Выполнение предусмотренных Программой мероприятий позволит:

  • повысить уровень правовой информированности учащихся и родителей;
  • реально повысить уровень правовой культуры;
  • создать реальную обстановку правового порядка и законопослушания;
  • сократить рост детской преступности;
  • повысить социальную активность молодежи.

Требования к результатам обучения

Начальная школа

Обучающиеся должны:

•     знать:

  • основные права ребенка;
  • основные права и обязанности ученика;
  • основные правила личной безопасности;
  •  соблюдать безопасность на улице;
  • выполнять обязанности школьника.

Основная школа

Обучающиеся должны:

знать:

  • основные отрасли права;
  • способы защиты прав ребенка государством;
  • способы поведения в критической ситуации;

уметь:

  • правильно оценивать поступки людей;
  • защищать свои права;
  • соблюдать правопорядок в общественных местах.

Сроки реализации: 

    учебный год.

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за исполнением программы осуществляют администрация школы и школьный родительский комитет.

Контакты

8 (8652) 26-74-50
8 (8652) 26-74-55
moysosh4stav@mail.ru

Год основания

МБОУ СОШ №4
города Ставрополя
имени И.Д.Сургучёва
основано 1 июня 1992 года

Адрес

355008, Россия
Ставропольский край
г. Ставрополь, ул. Голенева, 46

Яндекс.Метрика