8 (8652) 26-74-50

8 (8652) 26-74-55

«Вместе! Все! Своими руками»

Программа по трудовому воспитанию

Социально-трудовое становление личности молодого человека является одной из важнейших задач для нашего государства. Актуальность проблемы обусловлена переоценкой ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта у молодежи. Приобщение ее к основным ценностям, нормам, традициям трудовой деятельности, сложившимся в разных сферах жизни общества, рассматривается как приоритетное направление воспитания, поскольку от позиции молодежи в общественно-политической и социально-экономической жизни, ее активности будет зависеть темп продвижения России по пути экономических и социальных преобразований.

Роль трудового воспитания, несомненно, велика, так как успешное формирование личности в современной школе может осуществляться только на основе разумно организованного соединения учебно-воспитательной работы с практической трудовой деятельностью.

Труд - основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие школьников в общественно-полезном, производительном труде является действенным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, ее физического развития.

В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе и позволяет ему бережно относиться не только продуктам своего труда, но и труду других людей.

В школе трудовое воспитание является одним из ведущих направлений воспитательной работы, в которых успешно реализуются следующие формы воспитания:

  • общественно-полезный труд (дежурство по школе, в классе, генеральные уборки);
  • летняя трудовая практика;
  • трудоустройство в летний период,
  • организация трудовых десантов с целью благоустройства и озеленения территории школы,
  • оказание социально-трудовой помощи ветеранам, престарелым (операция «Забота»);
  • проведение экологических мероприятий,
  • профориентационная работа.

Осуществляется взаимодействия семьи и школы в вопросах трудового воспитания школьников.

Однако в области трудового воспитания имеются следующие недостатки:

  • отсутствие мотивации подростков и молодежи к трудовой деятельности и потребности в труде;
  • низкое проявление инициативы и творчества в трудовой деятельности учащихся.

Программа трудового воспитания школьников направлена на:

  • обеспечения соответствия содержания и качества трудового воспитания актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства;
  • повышение роли трудовой деятельности в рамках общественно-экономических отношений, формировании новых жизненных установок;
  • интеграцию и использование потенциала семьи и школы в трудовом воспитании и социализации детей, подростков и молодежи;
  • развитие многообразия форм трудового воспитания, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного подхода к личности, способствующих формированию активной жизненной позиции, умению организовывать трудовую деятельность;
  • разработку критериев оценки качества и результативности трудового воспитания.

Нормативно-правовые основы трудового воспитания школьников

Данная программы разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Стратегия развития воспитания до 2025 года, 
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2010-2015 годы»;
  • Устав МБОУ СОШ№4;
  • концепция развития воспитания до 2025 года;
  • Программа развития МБОУ СОШ№4.

Цель: Формирование качеств личности школьника как будущего работника современного государства с учетом способностей, интересов, потребностей рынка.

Задачи:

  1. Формирование правильного отношения к труду (наличие потребности в труде, трудолюбие, понимание значимости, отношение к труду как к главному средству развития способностей, улучшения жизненных и материальных условий).
  2. Психологическая и практическая подготовка к физическому и умственному труду, овладение необходимыми для этого знаниями, умениями, навыками, культурой труда.
  3. Осознанный выбор будущей профессии.

Формы трудового воспитания:

  1. Учебный труд школьника включает в себя труд умственный и физический. Рабочими программами по предметам предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения и на пришкольном участке.
  2. Общественно-полезный, результативный труд включает в себя такие виды общественно полезной деятельности, как работа по оказанию помощи инвалидам и ветеранам войны и труда; участие в экологических проектах, акциях, субботниках, в эко-отрядах и ремонтных бригадах.
  3. Бытовой самообслуживающий труд включает уборку помещений, подготовку классной комнаты к занятиям, дежурство по школе, столовой, уборку мусора на прилегающей к школе территории. Дети привлекаются к самообслуживанию  во внеурочной деятельности, где они занимаются в студиях, секциях, кружках, а также в пришкольном оздоровительном лагере.

Ожидаемые результаты:

Результатом трудового воспитания является трудовая воспитанность, которая рассматривается как устойчивая готовность к социально-мотивированному выполнению личностью своих учебных и общественно-трудовых обязанностей в совместной деятельности.

В мотивационном компоненте:

  • потребность в труде,
  • чувство ответственности за порученное дело,
  • чувство гордости за свой труд
  • увлеченность трудом,
  • уверенность в своих силах,
  • любование  продуктами своего труда,
  • активность личности в определении будущей трудовой деятельности;

В содержательном компоненте:

  • способность выполнять деятельность определенного рода;
  • умение выполнять задания по всем направлениям трудового воспитания;
  • способность проявлять творчество и самостоятельность.

В оценочном компоненте:

  • способность к самоанализу трудовой деятельности;
  • способность к самооценке;
  • оценка воспитанника учителями и сверстниками.

Контакты

8 (8652) 26-74-50
8 (8652) 26-74-55
moysosh4stav@mail.ru

Год основания

МБОУ СОШ №4
города Ставрополя
имени И.Д.Сургучёва
основано 1 июня 1992 года

Адрес

355008, Россия
Ставропольский край
г. Ставрополь, ул. Голенева, 46

Яндекс.Метрика